Вечеринка продолжается.
Тема сегодняшней лекции: "Электропоезда демиховские, от 80х до наших дней"31 декабря 1985 года (какова дата-то, а) на Рижском вагоностроительном заводе в единственном экземпляре был построен
электропоезд ЭР29, который предполагался родоначальником обновленного семейства электропоездов постоянного тока ЭР24 и ЭР30 (проект реализован не был), а также переменного тока ЭР29. Длина кузова была увеличена до
21.5м (против 19.6м, как было ранее), в результате чего появились т.н. "
широкие тамбуры" (кстати, в широкий тамбур помещается 39 человек). Электрооборудование ЭР29 позволяло использовать рекуперативное торможение, то есть при торможении двигатели переводились в генераторный режим, и с помощью преобразователей, электроэнергия возвращалась в контактную сеть. В силу проблем с размещением электрооборудования и тяговых трансформаторов под кузовом моторного вагона, токоприемники и тяговые трансформаторы электропоезда ЭР29 были смонтированы на головных и прицепных вагонах.
Приблизительно в это же время начинается создание производства дополнительных прицепных вагонов для "рижанок" на Демиховском машиностроительном заводе.
Длина кузова вагона должна была быть 21,5 м в соответствии с кузовом опытного электропоезда переменного тока ЭР29 и проектного электропоезда постоянного тока ЭР24. Однако в связи с распадом СССР проекты по созданию поездов на РВЗ были свёрнуты, что заставило Демиховский завод пересмотреть специализацию и начать производство полноценных электропоездов на базе ЭР24 и ЭР29, включая моторные вагоны.
Первый опытный образец прицепного вагона, получившего серию
ЭД (электропоезд демиховский), был изготовлен в 1992 г. и вцеплен 11-м вагоном в поезд ЭР2Т-7233, выпущенный на РВЗ в 10-вагонном составе (который, кстати, до сих пор эксплуатируется в этой составности в депо Железнодорожная Московской области). Впоследствии действительно целый ряд поездов серий ЭР был дополнен этими вагонами.
В 1993 г. был изготовлен первый электропоезд
ЭД2Т-0001. Маркировка серии расшифровывается как "электропоезд демиховский, 2 тип" (цифра 2 была выбрана всеми заводами по аналогии с ЭР2 для обозначения поездов постоянного тока), буква «Т» означает наличие реостатного торможения. Надо отметить, что этот поезд состоял из 2 головных и 3 прицепных вагонов длиной 21,5 м производства Демиховского завода и 5 моторных вагонов длиной 19,6 м производства Рижского завода, которые не отличались от моторных вагонов ЭР2Т. ЭД2Т-0001 поступил для эксплуатации в депо Перерва Курского направления МЖД, где было решено создать парк для новых поездов ДМЗ. Эксплуатируется там и поныне.
По той же схеме были собраны еще несколько составов, первым составом, полностью собранным на ДМЗ, стал ЭД2Т-0006. При этом электрооборудование для поездов ЭД2Т продолжало изготавливаться в Риге.
Примечание. Единственный состав, имеющий маркировку ЭД2, был построен в 2000 году и состоял исключительно из прицепных вагонов.У пассажиров отношение к широким тамбурам "эдешек" неоднозначное. Посадка-высадка происходит из таких тамбуров быстрее (что затрудняет контроллер раннинг
), а зимой из тамбуров холод валит активнее (критично, ибо двери в вагон частенько не закрывают). Морда составов тоже похожа на ЭР2Т. В этой серии впервые появляются электронные трафареты (маршрутники).
В Московской области таких составов немало (главное их скопление - депо Перерва Курского направления), а под Питером всего одна - ЭД2Т-0009 в депо Санкт-Петербург-Московское.
Последние поезда ЭД2Т были выпущены в 1999 году. Это было связано с переходом завода на выпуск их варианта с отечественным электрооборудованием (серия
ЭД4). Электродвигатели были изготовлены в Новосибирске, остальное электрооборудование — на Новочеркасском электровозостроительном заводе. В 2000 г. ОАО "Электросила" поставило первый комплект электрооборудования для электропоездов переменного тока ЭД9М (аналог ЭД4М для переменного тока). С этого момента началось всестороннее внедрение оборудования этой фирмы.
Первый шестивагонный электропоезд ЭД4-0001 был изготовлен в 1996 году и был направлен в депо Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, в 2007 году передан в депо Александров и эксплуатируется по сей день на БМО.
В 1997 году завод перешёл на выпуск электропоездов
ЭД4М с изменённой кабиной машиниста, имеющих сквозную нумерацию с ЭД4. Однако также были изготовлены ещё 5 электропоездов ЭД4, которые практически не отличались от первого поезда (кому интересно, их номера 0005, 0006, 0007, 0010, 0014).
Новые поезда получили целый ряд конструктивных отличий от ЭД4:
- увеличены размеры лобовых стекол кабины
- применены стеклоочистители пантографного типа с электроприводом
- установлен прожектор уменьшенных размеров с более эффективным отражателем
- в салонах вагонов применены новые отделочные негорючие материалы
- окна салонов выполнены с применением герметичных стеклопакетов с тонированными наружными стеклами
- в салонах установлены люминесцентные светильники с высокочастотными преобразователями (на предыдущих поездах были установлены лампы накаливания)
- над входными дверями салонов установлены информационные табло, информация дублируется с помощью синтезатора речи
- и еще ряд глобальных изменений в кабине машиниста.
Также выпускаются и используется электропоезда
ЭД9М, которые отличаются от ЭД4М тем, что предназначены для эксплуатации на переменном токе 25 кВ, 50 Гц.
В 1999—2000 гг. по заказу Московской ж.д. была изготовлена первая партия электропоездов местного сообщения повышенной комфортности
ЭД4МК. Вскоре эти поезда начали выпускаться серийно совместно с ЭД4М, используя общую нумерацию. По сравнению с планировкой и комфортабельностью салона они не имеют конструктивных отличий от ЭД4М. Первая партия изготовлена в 1999—2000 гг. для Московской железной дороги. Составность: 5 вагонов 1 класса по 3 вагона 2 класса и по 2 вагона 3 класса.
Вне зависимости от класса стены вагонов внутри отделаны одинаковым пластиком и оборудованы такими же надоконными полками для багажа и светильниками, как и в ЭД4М, установлены экологически чистые туалеты.
В центральных проходах вагонов 1 и 2 классов между креслами уложено ковровое покрытие, на окнах салонов вагонов предусмотрены раздвижные шторки, окна тонированы. В головных и прицепных вагонах имеются купе проводника с холодильником и шкафчиком для хранения аптечки и инвентаря, в вагонах с барами предусмотрены служебные помещения с холодильником.
Данные электропоезда эксплуатируются как межрегиональные экспрессы в разных регионах России на направлениях, электрифицированных постоянным током. Наиболее распространены на Московской железной дороге. Помимо регионального сообщения, в Москве также используются как «аэроэкспрессы».
Построены также два состава
ЭД4МКу, эксплуатируются в депо Санкт-Петербург-Московское. По сравнению с базовой моделью ЭД4МК электропоезд оснащён новыми кабинами машиниста, однако внешне он напоминает серию электропоездов ЭД2Т, с заимствованной фронтальной частью кабины от ЭР2-К. Вагоны оборудованы дверями прислонно-сдвижного типа, рассчитанными на высокие платформы. Состав электропоезда сформирован из шести вагонов первого класса и пяти вагонов второго класса, включая два вагона-бара. Современный дизайн, эргономичные кресла, поддержание микроклимата салона, оснащение системами телевидения и радиовещания.
В ноябре 2005 года был создан опытный электропоезд ЭД4МКМ-0155 с максимальной эксплуатационной скоростью до 120 км/ч. По сравнению с ЭД4МК он имеет ряд конструктивных отличий, в частности обтекаемую кабину машиниста и двери с выходом только на высокие платформы. При основной составности в 10 вагонов ориентировочное число посадочных мест в поезде 416. Электрооборудование поезда было произведено на Рижском электромашиностроительном заводе. Имеет массу отличий от предшественника, назову только некоторые:
- Гладкий негофрированный кузов с повышенной противокоррозионной защитой
- Новая лобовая часть головного вагона современной обтекаемой формы
- Двухстворчатые наружные прислонно-сдвижные двери, обеспечивающие герметичность вагона с выходом на высокие платформы
- Межвагонные переходы баллонного типа с низким уровнем пола
- Интерьер внутренней отделки выполнен из стеклопластиковых и металлических панелей.
- Оборудование системой кондиционирования
- Багажные полки со стеклянным полотном;
- Светильники — типа «световая линия»;
- Один прицепной вагон с баром
- Оконные блоки с тонированными стеклопакетами и межоконными декоративными элементами остекления вклеены заподлицо друг с другом и заподлицо с гладкой поверхностью боковой стены вагона.
- Система наружного и внутреннего видеонаблюдения.
Летом 2009 года был передан в депо «Железнодорожная» для эксплуатации на маршруте Москва — Владимир.
В семи экземплярах построен модернизированный вариант
ЭД4МКМ-АЭРО, предназначенный для перевозки пассажиров от вокзалов в аэропорты и посему известный под названием "
Аэроэкспресс" (
погоняло "Красный дьявол". Получил такое на Савеловском направлении. Связано с тем, что при запуске экспресса в аэропорт Шереметьево, произошло полное перетряхивание направления, т.к. Аэроэкспресс обладает полным приоритетом в движении. Обычные электрички стали уходить пачками и пропускают экспресс на перегонах. В случае незначительного опоздания следующую электричку приходится ждать довольно длительное время. Также создает неудобства автомобилистам на переездах).
По сравнению с ЭД4МКМ не имеет конструктивных отличий, однако полностью изменена планировка салонов. Все вагоны имеют кресла 1 класса, один вагон имеет VIP-категорию. Один из головных вагонов служит для перевозки багажа, в поезде отсутствует вагон-бар. Имеют собственную нумерацию.
Продолжение следует...