Ну, и теперь к самому интересному! В конце 80-х годов было много групп, но тогда деньги ещё решали не всё, поэтому большинству коллективов было в подполье самое место. В основном, это были рок-группы, так как творить попсу в андерграунде было по тем временам делом нешуточным. Да и не вяжется как-то подполье с самим словом "попса", которое расшифровывается, как "популярная коммерческая музыка". Поэтому про них мы говорить не будем, их названия вам все равно ничего не скажут. Поговорим лучше о том, что всем хорошо известно. О "Мираже", например. Сказать, что была такая группа - это ничего не сказать. Целое поколение советских детей выросло на их песнях. Создателем проекта официально считается Андрей Литягин. Он же музыкальный продюсер. Выпускник МАИ, инженер-математик, он вывел простую беспроигрышную формулу: "Евродэнс + женский вокал = хит". Группа одна из первых начала творить в ультрамодном тогда стиле евродэнс, который, правда, был немного искажён советским оборудованием. Впрочем, советская действительность не могла не привнести нечто своё. В "Мираже" использовались модные на тот момент электро - и бас - гитары, наложение которых на общий ритм, дало наредкость неплохие результаты. Звучание граничило с роком, поэтому, это более тяжёлая музыка находила поклонников и у рокеров и у любителей потанцевать. Тем не менее, очень часто в их нотках проскакивали нотки и "Модерн Токинг" и других зарубежных исполнителей тех лет. В первоначальном составе "Миража" были Маргарита Суханкина - выпускница консерватории с настоящим оперным голосом, Наталья Гулькина - с не менее сильными вокальными, Светлана Разина - бэк вокал, и конечно музыканты, среди которых стоит выделить Рому Жукова, так как он потом стал солировать. Рома был клавишником "Миража", но на сцене вместо него вечно стоял кто-то другой, как и вместо Суханкиной, внешность, которой не подходила для сцены. Перед экранами светились то Татьяна Овсиенко (экс-костюмер "Миража"), то Наталья Ветлицкая (экс-танцовщица балетной студии), то Ирина Салтыкова (экс-жена Виктора Салтыкова, солиста групп "Форум" и "Электроклуб"). Кроме них под ту же фонограмму распевали ещё много других "Миражей"-сателитов в разных республиках и на периферии. Наталья Гулькина в "Мираже" была не долго. Постоянные разъезды по деревням и райцентрам не радовали её, кроме того Андрей Литягин не спешил оформлять её официально. Андрей Разин, директор "Всесоюзной студии для особо одарённых подростков "Ласковый май"", предложил Наталье стать её продюсером. Гулькина ушла из "Миража", а продюсером её он так и не стал. Более того, Наталья его не имеет до сих пор. С 89 по 91-й она работала с группой "Звезды" и создала немало отличных, но, к сожалению плохо раскрученных песен, которые, на мой взгляд, в чём-то намного лучше "Миражских". Они современней, созданы на более качественном оборудовании. Кроме того, когда слушаешь "Мираж", никогда нельзя поручиться кто же там поёт в данный момент? Кроме того, в альбоме "Звёзд"-91 между песнями всё время слышен голос самой Гулькиной, которая время от времени что-то говорит с наигранной весёлостью. Наталья подготовила новый альбом 1992-го года, но раскрутить его не смогла. В то смутное время это стоило бешеных денег. А потом время было уже упущено, и наступила безизвестность. Сейчас Гулькина снова на коне и лихо зажигает в ретро-проектах вместе с другими звёздами тех лет. Наталья в прекрасной форме, как физической, так и в творческой. Жаль только, что годы не вернуть. Шоу-бизнес сломал и ещё сломает не одну судьбу. Расколовшись, один большой Мираж подарил нам много маленьких группочек: группу "Маленький принц", Наталью Гулькину с группой "Звёзды", Светлану Разину с группой "Фея", Рому Жукова с группой "Маршал". Рома Жуков, выпускник Московского Авиационного Техникума, а после певец, радовал слух отличными аранжировками, некоторые из которых, правда, кажутся теперь смешными (песня "USA", например). Тем не менее, его два альбома "Первый снег" 1988 года и "Максимальная версия дискотеки" 1989 года, знамениты до сих пор. Группа "Мираж" - это кузница кадров своего времени. Последней почётной выпускницей группы "Мираж" стоит считать Марину Журавлёву. В своё время она была одной из сценических девушек, потом записала и очень неплохо пару альбомов. Её песни можно было бы отнести по стилю к "Миражу", кабы не откровенная русско-народная направленность последних. Они скорее напоминают частушки. Потом Марина вела какую-то передачу типа "Женские истории". Её творчество и творчество ей подобных показывает, насколько упростилось искусство с распадом Союза. Стали преобладать русские народные, я бы даже сказал казакские мотивы ("эх"-"ух"). Такие группы, как Ника, Александрия, Шахерезада. Фольк-тема до сих пор время от времени сквозит из щелей, старательно замазываемых западниками. Но народная-хороводная у русского народа в крови! Другое увлечение - увлечение латино было подхвачено сразу после Eddy Huntingtona и Madonna Леонидом Агутиным, что дало отдельное течение. Ему например сейчас вторит Андрей Губин с песней "Танцы" и Блестящие "Чао бамбина"...
Очень в моде был и псевдовосток. Сразу у нескольких групп будто бы сами собой возникли песни про храброго "Самурая" (Анжелика Варум, Шахерезада) у "Звёзд" была
песня "Это Китай". Ника с "Карими глазами" также весело им подпевала. Можно наблюдать за ними и дальше: 92-й, 93-й, 94-й... Только стоит ли? Диско там уже не было. Популярная музыка несказанно упростилась. Так до сих пор и упрощается...
Историю группы "Ласковый май" все, безусловно, знают. Был в детском доме-интернате города Оренбурга такой мальчик - Юра Шатунов, и был там ещё киномеханик Сергей Кузнецов, который только-только вернулся из армии, где у него уже была своя группа. Он сам писал стихи, и сам делал музыку на допотопном синтезаторе "Электроника" и магнитофоне "Маяк". Приметив Юру, он пригрел его и ещё нескольких талантливых ребят (Сашу Прико, Костю Пахомова, Игоря Игошина и др.). Они сколотили что-то вроде группы под названием "Ласковый май". Названием послужила строчка из их песни "Лето": "нам кажется длинной зима-зима, но Ласковый май вступит в права". Путь их поначалу был кремнист - безденежье, препоны со стороны местных властей, отсутствие большой сцены, малые заработки. Приходилось давать по три концерта в день. Администрация интерната тоже была не в восторге. Кузнецова обвинили в краже аппаратуры. Потом Сергей поссорился с Юрой и стал выступать с Костей Пахомовым.
Случайно их песни в записи Шатунова услышал один из сотрудников московской студии "Рекорд" - небезизвестный уже Андрей Разин (настоящее имя Вадим Криворотов). Не будем вести бесполезные споры о порядочности этого человека. Любой бизнес не совместим с этим понятием. Скажем только, что в предприимчивости ему не откажешь. Разыскав Сергея Кузнецова, он поселил его в Москве. Как говорит сам Сергей, к тому времени Разин уже сколотил в Москве свой небольшой "Ласковый май", и под фонограмму Шатунова уже пели какие-то мальчики. Он остался, чтобы "как-то контролировать это безобразие". Позже в Москву перевезли и Юру Шатунова. Про ссору пришлось забыть. С этого момента началась совершенно новая стезя в их творчестве. Новые альбомы, гастроли по всему СССР. Супермегахиты в стиле городского романса: "Белые розы", "Тающий снег", "Лето", "Седая ночь" и десятки других. Чтобы не терять время и деньги, Разин растиражировал группу, создав "Ласковый май"-2, 3, .... В качестве гастролёров он набирал воспитанников детских домов, беря над ними опекунство, обретая, таким образом, поддержку властей, которым для галочки всегда надо было поддерживать такие начинания. Инвалиды, сироты, беженцы - это всё помощь социально обделённым категориям. Несовершеннолетние подростки фактически попадали к нему в рабство, отрабатывая свой нелёгкий хлеб гастролями и выступлениями на периферии. Отзывы их о той жизни самые не лестные. Сам же Разин, Шатунов и Кузнецов, гастролировали по большим городам. Почти каждый месяц с конвейера сходил новый альбом. В плодовитости Кузнецову отказать было нельзя. Не секрет, что подростковых групп на тот момент не было. А даже тот же "Мираж" ориентирован на аудиторию "от 16 и старше". "Ласковый май" был группой как будто специально для 13-14 летних. А самое замечательное, что и музыкантам было столько же, кроме Кузнецова и Разина, конечно. Но и им ещё не было тридцати. Для совеременного поп-шоу-бизнеса, и это немало.
Сергея Кузнецова смело можно назвать Дитером Боленом советской эстрады. Он написал удивительно много отличных песен, которые трогают своим текстом, и которые до сих пор звучат с эстрады и во дворах. Среди его исполнителей, кстати, всё тот же Рома Жуков. Кроме того, Сергей записал альбом Андрею Разину и открыл его, как певца. По его словам, это стоило обоим большого труда, ведь у Разина почти отсутствовал голос.