Тема сегодняшней лекции: поезда-"тётушки", они же "кукушки", "мотани" или просто "пригородный поезд".Мало кто из жителей крупных городов: Москвы, Петербурга или Екатеринбурга часто сталкивается с этим видом пригородного поезда. Однако на огромном количестве железнодорожных веток и направлений "тётушки" или "кукушки" являются основным средством перемещения местного населения. Для каких-то удалённых сёл и посёлков они могут представлять собой единственную связь с внешним миром. По ним приходит почта, на них едут на заработки, изредка приезжают навестить родственники... Не удивительно, что пригородные поезда получают свои собственные названия, ласковые или просто необычные: "кукушка", "тётушка", "мотаня", "качура" - в каждом регионе свои.
Формально они именуются
поезд локомотивной тяги. То есть, ничего необычного, тепловоз (реже электровоз) с набором пассажирских вагонов. Поезда можно разделить на многочисленные категории:
Локомотив: магистральные
тепловозы ТЭП-70 ("тапок") или М62 ("машка"), либо маневровый тепловоз ЧМЭ3 или ТЭМ-2. Все варианты, по идее, являются нецелевым использованием локомотивов: магистральные тепловозы предназначены для длинных поездов и большие расстояния, маневровые тепловозы предназначены для работ на станциях. Впрочем, вам шашечки или ехать? Пригородные поезда под
электровозом встречаются в основном к востоку от Байкала, где железные дороги электрифицированы, а электрички до сих пор не завезли. До недавнего времени поезд под локомотивом ходил по маршруту Узуново-Павелец (Рязанская область), сейчас заменён электричкой.
По количеству вагонов: редко бывает больше 4-х, обычно 2,3 или даже 1.
По типу вагонов: может быть обыкновенный
плацкартный вагон, зачастую убитый в хлам. Верхние полки, по идее, использовать нельзя, но за этим никто не следит, так что кто успел - того и тапки, если далеко ехать - можно поспать. (Нередко подобные пригородные поезда едут много часов, например: Елец-Борисоглебск (Липецкая, Тамбовская, Воронежская области) - 8 ч. 33 мин.) Это может быть
сидячий вагон, как раздолбанный, так и в неплохом состоянии. Обычно в таких вагонах мягкие и удобные кресла, но встречаются садистские самоделки-переделки с деревянными лавками (например, в Воронежской области). Иногда в подобный поезд могут вцеплять вагоны от электричек, иногда модифицируя их, чтобы машинист тепловоза мог открывать и закрывать двери. Могут вцепляться вагоны от дизель-поездов - всё зависит от возможностей депо. В особо глухих местах к пригородным поездам могут цеплять почтовые и даже грузовые вагоны (могут называться "бич-вагоны").
Карикатура Антона Кротова на "бич-поезд" Забайкалья.
Удобства: постельное бельё в этих поездах не выдаётся, и ходят они, в основном, в дневное время. Изредка могут продавать чай (например, такое было замечено в поезде СЖД Иваново - Александров (время в пути 4:30)).
Контроль: обычно каждый вагон комплектуется тётушкой-проводницей (отсюда одно из названий такого типа поездов). На начальной станции тётушка может стоять в дверях и проверять билеты. В таком случае часто бывает достаточно показать ей билет на часть пути, и потом она вас забудет и спрашивать билет не станет. Однако нужно хорошо знать пассажиропоток: купив билет до о.п. 100500 км или разъезда Кукуево-Северное, вы неминуемо попадёте под подозрение, и вам заранее настойчиво напомнят о "вашей станции". Также на большинстве направлений пассажиры практически одни и те же, известны тётушке в лицо, и группа весёлых путешественников с рюкзаками также будет объектом пристального внимания проводницы. Однако были случаи, когда тётушке было абсолютно всё равно, кто едет и куда, так мы без проблем доехали зимой от Выборга до разъезда Хиитола (Карелия), не заплатив ни копейки, не прячась и не обманывая тётушку.
Контингент: само собой, население пригородных поездов типично для глухих мест. Бабульки, деревенские жители с лопатами
и козами, алкоголики, рыбаки и местная шпана встречаются тем чаще, чем глуше и удалённее место. Однако уважаемый автор этих строк лично проехал много сотен километров в поездах подобного типа и авторитетно утверждает, что при адекватном поведении проблем быть не может.
Ареал
распространения пригородных поездов локомотивной тяги крайне широк. Ближайшие к Москве ветки - Кривандино-Рязановка (1 вагон) и Тверь - Васильевский мох (3 вагона). Это все неэлектрифицированные ветки Октябрьской железной дороги: Селигер, Валдай, Псков, Великие Луки, Карелия, Углич, Весьегонск. Это Северная железная дорога (Иваново, Архангельск). Это Черноземье (южнее Тулы и Калуги). Список можно продолжать бесконечно.
Клички: некоторые местные названия этих поездов очень прижились и активно используются. Пригородный поезд Голутвин - Озёры (Московская область) до недавнего времени именовался "качура" (сейчас заменён на РА-2). "Кукушкой" обычно называют пригородные поезда к северу от Савёлово. "Мотаней" называют поезд, ходящий по Кругобайкалке, состоящий из тепловоза ЧМЭ3, почтового вагона, двух вагонов от электрички и грузовой "теплушки".
Мотаня на станции Байкал