Клуб Любителей Диско

 

  • Ноябрь 22, 2024, 02:11:29 am


Автор Тема: 1989 год. Башкирия. Взрыв на перегоне Аша - Улу-Теляк  (Прочитано 6192 раз)

Оффлайн ALLIEN

  • DiscoClub Team
  • Диск-Жокей =)
  • *****
  • Сообщений: 2438
Башкирская трагедия (взрыв на перегоне Аша - Улу-Теляк)

Вечером 3 июня 1989 г. в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. перегона Аша – Улу-Теляк (участок Уфа-Челябинск) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная смесь ШФЛУ (широких фракций легких углеводородов) испарялась и смешивалась с воздухом. Облако паров, будучи тяжелее воздуха, стекало в понижения рельефа и ночью достигло полотна магистральной электрифицированной железной дороги.

Продуктопровод "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. По техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксировалось не реже, чем через 90 мин, что сильно способствовало масштабам утечки.

Ночью, в 1 час 14 мин местного времени 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 километру двух встречных поездов – №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Истинное же число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров.

Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С - об этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделала молодая бригада Сергея Столярова. На станции Улу-Теляк их грузовой поезд пропустил скорый №212 и отправился следом за ним. Через несколько километров увидели взрыв и пламя. Оценив ситуацию, они отцепили и закрепили вагоны и стали на электровозе подъезжать к месту катастрофы. Контактная сеть была оборвана, но уклон от места катастрофы был в сторону Улу-Теляка, и можно было разогнаться, доехать почти до завалов, а потом просто скатиться обратно на участок с целым контактным проводом. Забрав в кабину обожженных людей, Столяров двинулся назад, выгрузил их в безопасном месте и снова вернулся на 1710-й километр. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Вокруг - аккуратные ряды сосен одинакового 20-летнего возраста - старый лес сгорел в ночь катастрофы. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километра. Теперь все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. Удивительно, но этим было сохранено еще несколько жизней – раньше жители расположенной в трех километрах деревни ходили на электричку по шпалам на ближайшую платформу 1712 км, попадая иногда под поезд на кривой малого радиуса, где видимость весьма ограничена. Теперь они пользуются новой платформой.

У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер-Новосибирск. Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на перегоне Аша – Улу-Теляк. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались роды, привели два пассажирских состава в роковую ночь к этому месту одновременно...

Версии аварии

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Существует также версия, что взрыв мог быть результатом диверсии. О возможности такой диверсии свидетельствует книга Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В книге описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР.

Свидетельства очевидцев

Геннадий Верзян, житель Аши (11 километров от взрыва):

Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла.

Светлана Шевченко, завуч по учебно-воспитательной работе школы 107:

Мальчишки наши в ту ночь не спали. Это был первый вечер, они шутили, болтали. Наша учительница Ирина Михайловна Стрельникова как раз обходила вагон и сказала: «Ребята, уже час ночи, а вы всё не спите…». А они на третьих полках разместились, им всем хотелось в одном купе ехать. Когда грохнуло, крышу снесло — их выбросило. Это их и спасло.

Алексей Годок, в 1989 году первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги:

Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошёл. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы…

Надо же такому случиться — поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте — ничего бы не случилось. Трагедия в чём — в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно…

Я работал на месте аварии, вместе с КГБ и военными, изучали причины катастрофы. Уже к концу дня, 5 июня, мы знали, что это никакая не диверсия, это дикая случайность… Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20-25 дней. И все это время там шли поезда! Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа — тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок…


Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы:

В семь утра мы вылетели с первым вертолетом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой четко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.

Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.


Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших под Ашой:

Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ломала… В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была… Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много.

Следствие по этому делу вела союзная прокуратура, с самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями, на Донгаряна, заместителя министра нефтяной промышленности, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Я видел этот документ за его подписью. Раньше был вертолёт, который облетал всю трассу, его тоже отменили. Был обходчик — убрали и обходчика, тоже из экономии. А потом следствие почему-то переключилось на строителей: это они неправильно смонтировали, они во всём виноваты. Строило этот продуктопровод уфимское управление «Нефтепроводмонтаж». Поначалу привлекли руководителей, а потом амнистировали, поскольку они орденоносцы, и они проходили только как свидетели. А обвиняли во всём 7 человек: начальника участка, прораба… «Стрелочников», в общем.












« Последнее редактирование: Август 04, 2010, 11:50:34 am от ALLIEN »