Клуб Любителей Диско

 

  • Декабрь 04, 2024, 10:48:04 am


Автор Тема: Статьи о Викторе Цое.  (Прочитано 3959 раз)

Оффлайн Max Wilder

  • Special
  • Диск-Жокей =)
  • ****
  • Сообщений: 3035
  • Max Wilder
Статьи о Викторе Цое.
« : Апрель 19, 2010, 15:37:57 pm »


Михаил Садчиков, "Антракт", N 1, 1990 г.
Звезда по имени "КИНО"


НА РОДИНЕ ГЕРОЕВ...
Группа,  казалось бы,  на виду,  но попробуй - "подступись"  к  ней.
Недаром же  из интервью в интервью,  из одной газетной статьи в дру-
гую кочуют одни и те же факты из трудной истории группы ("Не призна-
вали, зажимали").  По собственному опыту знаю: взять интервью у Вик-
тора Цоя - задача непосильная.  Так было и раньше, когда Цой только-
только начинал,  и  теперь,  когда он в "горячей" десятке.  Нет,  он
может не отказать корреспонденту,  но,  проговорив  с ним битый час,
обнаруживаешь в блокноте или на кассете диктофона весьма односложные
ответы, за которыми явно читается нежелание (или неумение?) открыва-
ться или откровенничать в жанре  интервью.  Иной раз,  не скрываясь,
может сказать:  "Это прессы не касается",  ответив  таким образом на
сложнопсихологический вопрос: "Бывали ли такие случаи,  когда вы от-
ступились от своего,  смалодушничали?"  Н-да,  по части  пространных
бесед Цой уступает  галантному и углубленному  Гребенщикову  (вот уж
кто - чемпион мира в интервью!), резковатому и афористичному Шевчуку,
парадоксальному и загадочному Курехину. Но в "жанре всенародной люб-
ви" в 1988-м и 1989-м Цою и "Кино" не было равных...  Ну а уж раздо-
быть о "Кино" нетривиальные сведения - это моя забота,  и,  надеюсь,
я с ней справлюсь...

Год Змеи был отмечен для  "Кино"  неслыханным количеством концертов.
56 раз выходили они на сцену.  Это не просто  рекордный год - за все
предыдущие восемь лет  существования вместе взятые "Кино" не сыграло
столько концертов!  А тут им рукоплескали залы Волгограда, Свердлов-
ска,  Витебска,  Минска,   Харькова,   Алма-Аты,  Краснодара,  Сочи,
Красноярска, Москвы и Ленинграда.
- Неужели вы всегда выступали во дворцах спорта? - спрашиваю я дире-
ктора группы Юрия Белишкина.
- Почему?! В Минске дали четыре концерта на футбольном стадионе, где
было на каждом по 18 тысяч зрителей, был превосходный звук, отличный
прием. Нас услышали 70 тысяч зрителей!

И это происходит на фоне тотального падения интереса к рок-группам и
рок-концертам в Советском Союзе! Теперь тот, кто собирает зал в 600-
800 мест, ходит в героях.  Ведь нынче произошла фантастическая поля-
ризация интересов публики:  еще два-три года назад группы жили одним
миром, ждали как манны небесной ежегодных ленинградских рок-фестива-
лей, музыканты работали "сутки через трое" сторожами в котельных,  а
что теперь...  Выступает в ноябре в СКК перед  группой "Кино" "разо-
гревающая" команда "Петля Нестерова" (перспективный коллектив, моло-
дые ребята,  искренние,  внешне привлекательные,  неглупые) и их об-
свистывают, оплевывают, закидывают бенгальскими огнями "кинофаны"...
Подай им Цоя и все тут!

Хотя фанаты Цоя еще кротки на фоне алисовских "головорезов",  сокру-
шивших вагоны метро на сумму 20 тысяч после ноябрьского тура Кинчева
в том же СКК.  У "Кино" за год - минимум эксцессов и ЧП за кулисами.
Конечно, любители автографов "достают",  но  в  массе  своей публика
отдается эмоциям и истерии именно в момент концерта. Зрители устраи-
вают  многотысячное  хоровое  пение  таких  всенародных  хитов,  как
"Группа крови",  "Земля и Небо",  "Последний герой"  и  еще  десятка
песен, слова которых все знают наизусть.  Раздаются визги дам и юных
девчонок,  застваляющие вспомнить ни больше ни меньше как  "битлома-
нию" или концерты ранних "Роллингов".  Но потом в гостинице - тишина
и покой (на фоне того, что творится в стане эстрадных звезд). "Кино-
фаны" спешат по домам - умиротворенные,  расслабленные.  Браво, Цой!
Вот кто истинный воспитатель подрастающего поколения!

И все-таки Цою  пришлось в этом  году потратиться на такси - стопро-
центная узнаваемость делает нереальным  его  появление в метро или в
магазине.  Его коллега Игорь Тихомиров обзавелся автомобилем,  а Цой
со своим закадычным  другом  (верным Санчо Пансо!)  Юрием Каспаряном
передвигаются по жизни "на перекладных".

Их четверо. Ребята живут в этом своем "четырехугольнике" миром дово-
льно-таки замкнутым, не подпуская ни друзей,  не близких (Цой как-то
признался, что у него даже друзей детства и школьных не сохранилось).
В это трудно поверить,  но  у  самой  популярной группы одной шестой
части земной суши нет своего  технического  персонала,  нет гримерш,
костюмеров, светооператоров, нет даже звукорежиссера.  Группа не об-
завелась ящиками аппаратуры,  пультом - у ребят  свои  личные только
инструменты! А зачем?! При их нынешней "раскрученности" нет отбоя от
предложений поставить и звук, и свет, решить любые проблемы! Лишь бы
только согласились выступить,  только приехали!  Они дали 56 концер-
тов, а могли и 560, если б захотели - предложения, телеграммы, теле-
ксы  идут на адрес  театра-студии  "Бенефис",  где лежат их трудовые
книжки, и день и ночь.

Впочем,  одного человека  они  все-таки "подпустили" к себе,  вызвав
удивление всех, кто хоть что-то понимает в отечественном шоу-бизнесе.
Я имею в виду 42-летнего Юрия Белишкина, ставшего с сентября 1988-го
администратором и директором  группы  "Кино".  Лет десять-пятнадцать
назад Юрий продюсировал челябинский "Ариэль", затем вернулся в Лени-
нград, работал со многими артистами, но так и не нашел себя и в пос-
леднее время отошел от концертного мира,  занявшись продажей театра-
льных билетов в самой обычной будке возле Балтийского вокзала, потом
стал администратором театра-студии  "Бенефис".  Казалось,  по натуре
слишком уж он "возвышенный",  слишком серьезный для того беспокойно-
тусовочного занятия как рок-менеджерство. Но не эти ли качества при-
влекли Цоя в Белишкине?  Неожиданно для всех и для самого Юрия лидер
"Кино"  предложил ему  стать  директором  супергруппы,  хотя до того
момента  они  вместе  не  работали   даже  на  разовых  концертах...
А альянс оказался плодотворным!

Есть еще два человека,  которых я обязан упомянуть как самых близких
друзей группы - это американская певица,  продюсер Джоанна Стигрей и
исполнитель главной роли в фильме "Асса", художник с мировым именем,
ведущий актер "Поп-механики" Сергей Бугаев (Африка). Джоанн - закон-
ная и любимая жена Каспаряна (кстати,  в январе Виктор и Юрий решили
нанести ей визит вежливости, достав авиабилеты в Штаты), много дела-
ющая для западного промоушна советского рока (пластинка "Ред вейв" с
участием "Кино", "Алисы", "Аквариума", "Странных игр",  выпущенная в
США, - ее рук дело).  Африка же - еще в недалеком прошлом был вторым
барабанщиком "Кино", а нынче сделал блестящую сольную карьеру.  Оба,
если случается свободное время,  ходят  на  все концерты  "Кино",  а
Африка  в  СКК даже выступил в роли ведущего-информатора,  произнеся
перед началом концерта несколько теплых слов о своих закадычных дру-
зьях  (штатного ведущего,  как вы понимаете,  группа "Кино" тоже  не
держит).  Умение дружить - ценное качество, но а умение не дружить с
лишними, случайными людьми - тоже не меньший дар.



Post Merge: [time]Апреля 19, 2010, 16:52:03 pm[/time]
...

Post Merge: Апрель 19, 2010, 15:52:18 pm
ДАЛЕКИЙ БЛИЗКИЙ ЗАПАД
Четыре концерта из вышеупомянутых  56-ти  группа отыграла на Западе.
В январе - в Дании, где "Кино" приняло участие в концерте в фонд по-
страдавших в Армении (Цой - человек не сентиментальный и политически
неподкупный,  но в одном из интервью  так  ответил на вопрос - какое
событие в жизни  общества вас особенно взволновало? - "Землетрясение
в Армении: оно подвело нас к черте,  стоя на которой рождается мысль
о невозможности жить по-прежнему. Это был предел, призывающий испра-
влять то, что наворочено за всю историю.  А иначе...  Я не знаю, что
может случиться...").  В апреле ребята сыграли два концерта в Париже
в рамках фестиваля советского рока вместе  с  "Аукционом",  "Звуками
Му", в сентябре выступили в Италии в аналогичной  рок-тусовке вместе
со множеством других наших команд.

Четыре концерта, вто время как куда менее известные рок-команды Рос-
сии бороздят просторы Вселенной, - прямо скажем, не густо.  Да и вы-
шеназванные выступления прошли в обстановке,  ничем  не напоминающей
прием всенародных героев на российской земле. Пожалуй, только копен-
гагенским концертом сами ребята  остались  довольны:  была проведена
грамотная рекламная работа. Статьи в прессе, интервью на радио, съе-
мки на датском ТВ (представляете,  прилетают  "киношники"  в  Данию,
едут на фирменном такси, а в радиоприемнике слышат свой хит "Спокой-
ная ночь"). Во Франции тут же была сделана пластинка "Кино" (музыка-
нты специально записали в Союзе сборник своих хитов и привезли фоно-
грамму в Париж),  которая  вышла тиражом  не  то  тысячу,  не то две
экземпляров, но разошлась хорошо.

А в остальном...  Что говорить,  группа на западном  рынке  уступала
"Звукам Му", "Аукциону" в зрелищности, в приеме, и хотя такой отрез-
вляющий  душ  после пылких объятий  советских фанов сам по себе тоже
полезен,  но все-таки продолжать эти западные вылазки Цой не слишком
спешит.  Да, есть на то причины объективные: в песнях "Кино" - глав-
ное тексты,  музыка - куда ближе к русскому романсу, чем к западному
рок-стандарту,  а  шоу у группы принципиально  отсутствует,  но все-
таки,  можно было найти какие-то хитроумные варианты.  Ну, например,
подготовить программу на английском языке, благо Цой, не говоря уж о
Каспаряне, этим международным языком владеет отлично (в Дании Виктор
давал интервью исключительно на "инглиш"). Или устроить обменный тур
с какой-то западной группой:  взять  ее к себе  в  первое  отделение
и  прокатить  с  триумфом  по  России,  а  затем  попросить ответных
"радостей" где-то "за бугром"...

Но Цой на такие варианты не идет. Он вообще-то всегда начеку ("Следи
за собой, будь осторожен!"), а в отношении заграницы - особенно. Да,
другие выезжают чаще,  но будем откровенны и расскажем наконец чита-
телю правду - как они там живут-поживают. Практически без гонораров,
на нищенские суточные,  непонятно в каких гостиницах, экономя каждый
цент или пфеннинг,  чтобы наскрести на видеокассету,  двухкассетник,
видеоплейер,  а дома,  выгодно продав все это,  "оправдать поездку".
Такова реальность: не нравится - сиди дома!  Цой - один из немногих,
у кого хватает сил не ехать  при  каждом удобном и неудобном случае,
а если уж ехать,  то тратить гонорары на фирменные  сигареты,  бары,
концерты, а не голодать из жадности...

Помню, спросил его полтора года назад:
- Почему вы избегаете заграницы?
И услышал:
- Не хочется терять свое достоинство.  Чем  ехать на таких кабальных
условиях в роли бедного советского артиста, лучше не ехать вообще...
А путешествовать можно и туристом, благо друзей у нас по всему свету
хватает.
Он и теперь гнет ту же линию...

ЕСЛИ МАГОМЕТ НЕ ИДЕТ К ГОРЕ...
В 1988-ом фирма "Мелодия" сподобилась выпустить диск-гигант "Кино" -
альбом "Ночь". Фаны и работники торговли ликовали, диск расхватали в
момент, но Цой был просто взбешен.
- Меня даже не поставили в известность...  Меня  никто  не  спросил:
хочу ли я этого?
- А если бы спросили?
- Конечно,  я бы ответил: нет.  Альбом "Ночь" мы записывали  давно и
предназначался он вовсе не для "Мелодии",  не  для граммофонных про-
игрывателей.

Выяснилось, что фонограмму предложил фирме звукорежиссер Андрей Тро-
пилло, который имел тоже свои права на этот альбом,  но тем не менее
этическая сторона дела не была здесь идеальна.

Между тем в то самое время, когда заводы "Мелодии" штамповали тысячи
пластинок  "Ночи",  магнитофонный  самиздат великой страны занимался
распространением альбома "Группа крови", явившего группу Виктора Цоя
в новом качестве и, собственно, принесшего "Кино" их сегодняшнюю из-
вестность. Но "Мелодии" дела нет до того, что "Группа крови" призна-
на одним из лучших рок-альбомов 80-х - она эту программу  проигнори-
ровала.  В  1989-м  на  рынок звукозаписи был  выброшен новый цикл -
"Звезда по имени Солнце", который повторил триумф "Группы крови", но
не  вызвал никаких эмоций  у  суперфирмы.  Цою и Белишкину  никто  с
"Мелодии" не звонит, не предлагает сотрудничать в области звукозапи-
си, не предлагает студии, а сами "киношники" - люди гордые, и не без
оснований...

В итоге фирма недополучает миллионы рублей,  а "Кино" в течение двух
недель  записывает   альбом  "Звезда  по  имени  Солнце"   в  студии
В.Леонтьева  за  свои  кровные рубли,  а  затем  отдает  оригинал  в
кооператив  "Гармония",  не  получая за всесоюзное  тиражирование ни
копейки... О времена, о нравы!

С телевидением вроде  отношения  получше - в октябре ребята посетили
программу "Взгляд",  сняли там три номера, снялись и для  Ленинград-
ского  ТВ,  но  все это - студийные,  весьма  "топорные"  съемки,  а
группа такого ранга  могла бы рассчитывать на высококлассные  видео-
клипы. Пока - та же история.  Режиссера,  который предложил бы инте-
ресную работу на  ТВ,  не  находится,  а  предлагать  себя ребята не
приучены...

Хорошо хоть в кино "Кино" везет.  После "АССЫ",  где Цой показан как
супергерой  перед  многотысячной  толпой  людей с фонариками,  такое
стало чвляться наяву.  А после "Иглы" режиссер  этой  картины  Рашид
Нугманов предложил всей группе, а не только одному Виктору,  сняться
в его новой картине,  и,  если  все пройдет как задумано,  то первые
четыре-пять  месяцев  нового  года ребята  как  раз  и  проведут  на
съемочной площадке.

РОК ИЛИ ПОП?
Как же объяснить феномен "Кино"? Многие музыкальные эксперты склонны
предположить следующее:  группа  отошла от жестких  схем поп- и рок-
музыки  и  предложила свой синтезированный  вариант.  Действительно,
ритм "электро-попа",  появившийся в альбоме "Группа крови" и вызвав-
ший такой резонанс у публики, необычен для рок-групп, а уж тем более
для команд питерского рок-клуба, откуда вышли "киношники".

Откуда же эти "враждебные" диско-мотивы?  Знающие люди говорят,  что
сей бес вселился в группу  "Кино"  с творческим становлением Георгия
Гурьянова (кстати,  на той самой роковой пластинке  "Ночь" почему-то
написано: "Густав Гурьянов" и Георгий очень обижается этой опечатке,
ведь Густав - это его всего лишь прозвище), который, как это ни при-
скорбно сознавать, любит диско-музыку.  Единственный из всей группы,
он возит на гастроли магнитофон и имеет набор диско-кассет.  Как он,
человек интеллигентный, образованный, с художественным вкусом (сам -
художник,  участвует в выставках),  слушает  всю эту  чепуху?  Этого
никто не знает.  Однако диско-ритмика  все  явственнее чувствуется в
песнях "Кино"...

Другая версия гласит, что Цой нарочито упрощает свои тексты, низведя
их до набора слов-символов, складывающихся в нарочито интимные моно-
логи, а это также - тяжкое наследие эстрады.  Что ж, как версия при-
нимается, но, пожалуй, не более... Потому что простота Цоя куда бли-
же к народной былинности либо к бардовской балладности,  чем к тому,
что принято  называть  сов. эстр. песней.  Не  случайно же в альбоме
"Звезда по имени Солнце" вдруг обрели реальность чисто русские моти-
вы и в мелодике,  и в текстах - фольклор древний и самый современный
логично сомкнулись.

Итог известен:  "Кино" сегодня - самая "народная"  группа страны,  а
Цой мог бы запросто выдвинуть свою кандидатуру в народные артисты, а
то ведь он даже не лауреат никакого тамвсесоюзного или международно-
го конкурсов.  В  прошлом  сезоне  конкурировать с  "Кино"  по части
успеха у советской аудитории из групп  мог  только  "Наутилус Помпи-
лиус",  но после того,  как  главный  соперник  добровольно  ушел со
сцены, равных Цою и Ко что-то не видно.  "Алиса" при всей ее сканда-
льности и "ДДТ" при всей напористости - все-таки более узкие,  более
специальные группы, не рассчитанные на всеобщее воздыхание.

Словом,  светлое будущее "Кино" гарантировано.  Цой  может ничего не
писать два-три года, а то и больше, и жить превосходно... Так что на
его же вопрос:  "Покажи мне людей,  уверенных в завтрашнем дне!",  я
мог бы легко ответить,  "показав"  на  Цоя,  Каспаряна,  Гурьянова и
Тихомирова.

Но зная Цоя и его друзей,  трудно представить,  что они "тащутся" от
сегодняшней славы...  Невозможно вообразить - куда  завтра  ринутся?
Амплуа суперзвезд - очень приятное всякому индивидууму, тем не менее
- не их вожделенная роль. Значит, можно ждать перемен?..
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2010, 15:52:51 pm от ?????????? »

Оффлайн Andy Feelin

  • DiscoClub Team
  • Диск-Жокей =)
  • *****
  • Сообщений: 1302
  • I accidentally a piano!
    • Andy Feelin'
Re: Статьи о Викторе Цое.
« Ответ #1 : Июль 30, 2010, 16:40:34 pm »
Альтернативный взгляд на Виктора Цоя.
(Не моя статья, и не высказывает моё мнение!)

Александр Бурьяк - Виктор Цой как подростковый певец и деструктор.

Чем дольше живёшь, тем больше разочаровываешься: в себе, в дру-
гих, в любимых сказках и т. п.: годы отягощают не только болезня-
ми, но и разочарованиями. В любимых песнях нередко разочаровыва-
ешься тоже. Впрочем, мне до сих пор нравится "Интернационал",
гимн Советского Союза, а также вот это из Виктора Цоя:

               Хочешь ли ты изменить этот мир,
               Сможешь ли ты принять как есть,
               Встать и выйти из ряда вон,
               Сесть на электрический стул или трон?
          
  Правда, в устойчивой привязанности к указанному стиху вряд
ли следует признаваться в хорошем обществе, потому что, как я
понимаю, завышенная самооценка и стремление совершить что-то
выдающееся -- это феномен подростковый, а в более зрелом возрасте
такие вещи встречаются обычно у людей припыленных: творческих
личностей и хронических неудачников не без способностей, тогда
как большинство нормальных людей переключается на возделывание
своей скромной нивы и пользование доступными радостями жизни.
  Разумеется, у меня автоматически возникает неприязнь к любой
привлёкшей моё внимание знаменитости, а в качестве формальных
поводов всегда отыскивается ЧТО-ТО -- или по крайней мере это
что-то видится моему не очень глубокому уму, затуманенному
завистью к чужой заслуженной славе. Вот с этими-то формальными
поводами я и попробую здесь разобраться.

                            *  *  *

  Виктор Цой -- одно из самых ярких и опасных открытий, которые
ожидают всякого подростка в рускоязычной части мира. Сам по себе
Цой довольно симпатичен (если не думать о его соседях, которые,
быть может, очень страдали от его ночных музыкальных упражнений
за стенкой), но его ярые поклонники -- это, как правило, расхля-
банная мразь, загаживающая подъезды и пачкающая краской дома и
заборы. Слабая нервная система, изнеженность, несклонность к
самодисциплине, неспособность к систематическому усилию и букет
дурных привычек -- основные качества последователей Цоя. Когда
эти волосатые недоросли с кольцами в ушах и пирсингом на всяких
местах стонут в подземном переходе: "Перемен! Мы все хотим
перемен!", я с ужасом думаю: упаси меня Боже от перемен, которых
они хотят. У меня с ними разные желательные перемены.
  Повышенная вредность Цоя обусловлена не только его талантом, но
также тем, что, в отличие от других популярных деструкторов, он
подкрадывается к людям в их самом неблагоприятном возрасте: когда
половые гормоны уже толкают на подвиги, а ума и жизненного опыта
ещё нет.
  Есть "просто" подростковые песни: про мальчиков-девочек, про
любовь, белые розы, тополиный пух и т. п. А есть подростковые
песни с претензией на взрослость: на трагичность, философичность,
героичность и т. п. Так вот, это как раз песни Виктора Цоя.
Основные поклонники Цоя -- сопляки, переполненные жалостью к
своим трагическим личностям. Цой вечен -- настолько, насколько
вечной является проблема неприкаянной молодёжи. Тех, кому удаётся
перевалить "за тридцать", песни Цоя худо-бедно отпускают: пере-
стают "брать за душу". И дело прежде всего в том, что к этому
возрасту обычно успевают надоесть "перемены".
  На подростковые умы Цой производил и производит, разумеется,
очень сильное впечатление -- своими чёрными одеяниями, сдержанны-
ми манерами, молчаливостью и т. п. Нервной молодёжи нравится
представлять свою жизнь высокой драмой на пустом месте, а в Цое
она получила образец того, как надо это делать. На самом деле вся
цоевская драма сводилась к столкновению неусидчивого разболтанно-
го подростка с грубой советской действительностью, требовавшей от
всех прилежания. Родительские харчи были неплохим буфером в этом
столкновении, а вовремя сделанная "отмазка" от военной службы
обеспечивала возможность безмятежного творческого поиска,
прерывавшегося разве что пьянками.
 
  В подростковых представлениях Виктор Цой -- "последний герой"
и "звезда по имени Солнце". Правда, непонятно, почему герой --
последний, зато подростковым максимализмом вполне объясняется
стремление фигурально заменить наше главное небесное тело
светлым образом Цоя вместо того, чтобы просто добавить этот
светлый образ в какое-нибудь "созвездие имён".
  Виктор Цой, герой с "белым билетом", всеми своими особенностями
был обречён на то, чтобы стать кумиром молодёжи в вырождающихся
русскоязычных обществах. Он обладал таким на редкость эффектным
сочетанием внешних и внутренних качеств, что лучшее трудно себе
представить. Если пробовать указать что-то похожее, это будет
разве что Элвис Пресли или "Beatles". Цой -- неповторимый
"последний герой" в том смысле, что тему смутного протеста он
исчерпал почти до дна. Всякий, кто пробует снова её черпать,
воспринимается как его жалкий подражатель. Когда в обществе
сложились и потребность, и возможность развивать эту тему,
появился Цой. Были в то время и другие рок-протестанты, но самые
проходные интонации, самая точная подростковость и самая
востребованная степень мутности оказались у Цоя.
  Цоевский неопределённый протест пришёлся очень к месту в 1980-х
-- когда надо было крушить изолгавшуюся систему. Тогда "Перемен!"
и пр. звучало почти как гимн, и было легко заставить себя не
обращать внимания на "сигарету в руке", "маму-анархию", "стакан
портвейна" и т. п. Эпоха получила то, что требовала.

                            *  *  *

  Стихи Виктора Цоя в основном гладкие, только вычурные, дест-
руктивные и с претензией на остроумие, а пресловутая цоевская
ирония похожа на ерничание интеллигентных алкоголиков. Кое-что
и вовсе выглядит, мягко говоря, экспериментами начинающего. К
примеру, следующее:

                 Ты так любишь эти фильмы,
                 Мне знакомы эти песни.
                 Ты так любишь кинотеатры,
                 Мы вряд ли сможем быть вместе.
                          ("Фильмы ночь", 1986)

  Чем больше в стихах неопределённости, тем больше людей, которые
найдут в них ту самую конкретику, которая им нужна. По части
туманных намёков не станет рядом с Цоем, наверное, никто. Верх
цоевской мути -- "Песня без слов" (1989): кто хочет, может
воспринимать эту песню как милитаристскую, а кто хочет наоборот
-- может и наоборот:
               Каждой собаке -- палку и кость,
               И каждому волку -- зубы и злость.

  В общем, всем сёстрам по серьгам. Нервным подросткам эта
цоевская муть наверняка представляется верхом мудрости, великим
прорывом в философском осмыслении жизни.
  Как поэт подросткового уровня он был действительно очень
талантлив. Как композитор он был просто очень талантлив -- без
привязки к подростковому уровню. Хотя и не Моцарт. И даже, к
примеру, не Юрий Антонов.
 


                            *  *  *

  Как уже было здесь сказано, основной цоевский контингент -- это
проблемные подростки, проблемная молодёжь: "растущая смена" дез-
ориентированного, изолгавшегося, но ещё довольно сытого общества.
В каждом поколении есть некоторая для (10-20 процентов?) неудав-
шихся чад -- с мелкими психическими отклонениями, которые при
благоприятных внешних условиях не очень мешают жизнь, но делают
людей более способными на дурное. Таких вот пальцем деланных
индивидов и втягивает движение поклонников Цоя.
  Вредность Цоя, цоевщины состоит в том, что дурная предрасполо-
женность, получив музыкально-идеологическое обоснование, превра-
щается в дурную тенденцию.
 
                            *  *  *

  Подростковый уровень мышления, подростковый кругозор прут из
очень многих стихов Цоя. Вот наиболее противные примеры:

                 Мы гуляем одни,
                 На нашем кассетнике
                 Кончилась пленка, смотай.
                          ("Видели ночь", 1986)

              
                 Треск мотоциклов,
                 Драка с цепями в руках,
                 Тени в парадных,
                 Все это я видел в снах.
                          ("Твой номер", 1986)

              
           Наше сердце работает, как новый мотор,
           Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
           И мы будем делать все, что мы захотим,
           Пока вы не угробили весь этот Мир.
           В нас еще до рождения наделали дыр,
           И где тот портной, что сможет их залатать?
           Что с того, что мы немного того,
           Что с того, что мы хотим танцевать?
    

             Почему и чего мы еще должны ждать,
             И мы будем делать все, что мы захотим,
             А сейчас, сейчас мы хотим танцевать.
                        ("Мы хотим танцевать", 1986)


                   Прихожу домой я ночью,
                   Завожу магнитофон,
                   И сосед за стенкой стонет -
                   Он увидел страшный сон.
                        Эй, прохожий, проходи,
                        Эх, пока не получил...
                                       ("Прохожий", 1986)

  Сосед за стенкой -- это я. Прохожий, который чуть не получил,
-- тоже зачастую я. Короче, у меня с поклонниками Цоя чуть ли не
личные счёты.

                            *  *  *

  Из очень популярного эссе "Звезда по имени Солнце" неизвестного
автора:
  "Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает  своей  глуби-
ной, ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах
философии, эстетики и истории литературы. Наличие в кармане
некоторого количества табачных изделий становится поворотным
пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод
для оптимистического восприятия действительности. И т. д."
  Действительно, табачные изделия являются частой темой в песнях
экзистенциального лирика Цоя:

             Есть сигареты, спички,
             Бутылка вина, и она
             Поможет нам ждать...
                      ("Видели ночь", 1986)


         Я люблю дым и пепел своих папирос,
                         ("Ночь", 1986)


         Сигареты в руках, чай на столе -- эта схема проста,
         И больше нет ничего, все находится в нас.
           Перемен! -- требуют наши сердца.
           Перемен! -- требуют наши глаза.
                         ("Хочу перемен", 1989)


         Но если есть в кармане пачка сигарет,
         Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
                         ("Пачка сигарет", 1989)


         Электрический свет продолжает наш день,
         И коробка от спичек пуста,
         Но на кухне синим цветком горит газ.
         Сигареты в руках, чай на столе -- эта схема проста,
         И больше нет ничего, все находится в нас.
                               ("Хочу перемен", 1989)


         Ветер задувает полы моего плаща,
         Еще один дом, и ты увидишь меня.
         Искры моей сигареты летят в темноту,
         Ты сегодня будешь королевой дня.
                          ("Жизнь в стёклах", 1986)

  Человек может курить, сознавая свою непреодолимую слабость, --
и это не самый плохой случай. Самый плохой -- это когда человек
считает, что никакой слабости нет; когда он эстетизирует свой
порок и, можно сказать, пропагандирует его. За такое уж точно
надо бить в голову.
  Деструктор отличается от просто человека со слабостями тем, что
устраивает из своих слабостей культ: к примеру, если он курит, то
не потому, что не в состоянии иным способом обеспечить себе
физиологически необходимый минимум удовольствия или расширить в
мозге кровеносные сосуды, чтобы начать хоть немного сображать, а
потому что он герой и не живёт, а горит, а при горени неизбежен
дым.

  А вот откровенный призыв к деструкци:

             Довольно веселую шутку
             Сыграли с солдатом ребята:
             Раскрасили красным и синим,
             Заставляли ругаться матом.
                 Мама -- Анархия,
                 Папа -- стакан портвейна.
                         ("Мама -- Анархия", 1986)

  Может, эта песня и шуточная, но если судить по состоянию
"молодёжных рядов", то далеко не все воспринимают её как таковую.

Продолжение следует.
Повторюсь, это не моё мнение, это мнение лично Александра Бурьяка. Хоть местами оно высказано немного жестко, оно, как и все мнения, является оспоримым. Поэтому предлагаю не устраивать скандал по поводу того, что я тут привожу.


 
« Последнее редактирование: Июль 30, 2010, 16:43:41 pm от Andy Feelin »
...and then I emptied your fridge.

Оффлайн Nemo

  • DiscoClub Team
  • Диск-Жокей =)
  • *****
  • Сообщений: 7813
    • http://www.discoclub.su
Re: Статьи о Викторе Цое.
« Ответ #2 : Июль 31, 2010, 09:57:56 am »
Ну почему же сразу скандал...
Любая деятельность всегда вызывает критику,  и не всегда здоровую и положительную.
Я с этой статьей Бурьяка тоже не согласен, но и поводов так уж рьяно закидывать автора грязью не вижу - обосновать точку зрения он смог.
А это вообще какого периода времени статья?

Оффлайн Andy Feelin

  • DiscoClub Team
  • Диск-Жокей =)
  • *****
  • Сообщений: 1302
  • I accidentally a piano!
    • Andy Feelin'
Re: Статьи о Викторе Цое.
« Ответ #3 : Июль 31, 2010, 10:33:25 am »
Статья 2007 года.

                            *  *  *

  Цой как фактор в политике является скорее подрывным, чем рево-
люционным. Революционность не исключает подрыва, но у Цоя подрыв
-- это почти всё. Песни Цоя хорошо использовать для провоцирова-
ния молодёжи на участие в массовых беспорядках.
  Цой -- вне национальностей, классов, партий, родин. Вообще, вне
конкретики. Он -- бунтующий символист и абсурдист, продукт
гниения российской интеллигенции: довольно сытой, но желающей
быть ещё сытее.

                            *  *  *

  Творчество Цоя -- наиболее яркое выражение дурного в молодёжной
среде: не всего дурного, что там есть, но многого. Цой -- духов-
ный лидер сопляков, загаживающих среду обитания. Надо заметить,
что молодёжность духа -- это, конечно, хорошо, а вот подростко-
вость духа -- это то же, что инфантильность, то есть форма психи-
ческой недоразвитости.
  Подростки и без песен Цоя -- довольно опасный социальный эле-
мент, слабо удерживающийся в границах разумного, а Цой вдобавок
подзуживает:

        Это наш день, мы узнали его по расположению звезд,
        Знаки огня и воды, взгляды богов.
        И вот мы делаем шаг на недостроенный мост,
        Мы поверили звездам,
        И каждый кричит: "Я готов!"
                          ("Попробуй спеть вместе", 1986)
       

        Мы родились в тесных квартирах новых районов,
        Мы потеряли невинность в боях за любовь.
        Нам уже стали тесны одежды,
        Сшитые вами для нас одежды,
        И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше...
        Дальше действовать будем мы!
                      ("Дальше действовать будем мы", 1986)

  Ну КАК эти обкурившиеся расслабленцы могут ДЕЙСТВОВАТЬ -- если
им вообще удётся преодолевать свою лень? С их-то больным вообра-
жением, абсурдизированным мышлением и мусором и вместо знаний!
Эти пачкуны могут только ломать, гадить, мелодично бренчать и
приставать к солдатам на улице.

                            *  *  *

 

  Виктор Цой -- "перестроечный" феномен: ДО ТОГО таким не давали
высунуться, а ПОСЛЕ ТОГО такие стали быстро сходить с рельсов.
Более мягко об этом говорят И. Кормильцев и О. Сурова в работе
"Рок-поэзия в русской культуре...":
  "Контркультурный период, который с легкой руки журналистов
часто называют 'героическими восьмидесятыми', длился недолго и
носил скорее деструктивный, нежели созидательный характер. Режим,
с которым воевал 'рок на баррикадах', оказался колоссом на глиня-
ных ногах, пугающим призраком, который, как сказочное чудовище,
испустил дух, едва на него упал первый солнечный луч. К тому
моменту, когда сложилась воинствующая рок-контркультура, воевать,
по сути, было уже не с кем."
  "Однако колоссальная волна деструктивной энергии, которой была
заряжена поэзия контркультурного периода, не найдя себе должного
применения, всю свою разрушительную силу обратила против самих
поэтов. На рубеже 80 -- 90-х гг. происходит серия самоубийств и
странных смертей, то ли нелепо случайных, то ли закономерных
(Башлачев, Цой, Майк, Чумичкин -- далеко не полный список жертв
этого страшного времени), у многих поэтов начинается период
длительной депрессии, молчания, утраты перспективы. Распадаются
или фактически перестают работать многие группы. Распускается
НАУТИЛУС, после американского эксперимента Гребенщикова на
некоторое время исчезает АКВАРИУМ, тяжелый внутренний кризис в
начале 90-х гг. переживает Кинчев -- в это время АЛИСА записывает
свой самый трагический и мрачный альбом 'Черная метка',
посвященный погибшему гитаристу группы Игорю Чумичкину. Депрессия
и застой усугубляются тем, что рок перестает быть единственной
формой молодежной культуры -- именно на начало 90-х гг.
приходится появление дискотечной культуры, дансовой и поп-музыки.
МИРАЖ, ЛАСКОВЫЙ МАЙ, НА-НА собирают залы и стадионы, и та
публика, которая слушала в Лужниках Цоя и НАУТИЛУС теперь с
неменьшим удовольствием начала танцевать под ЛАСКОВЫЙ МАЙ. Рок
поначалу тяжело свыкался с утратой."
  Причиной "трагических смертей", как правило, было "за что
боролись, на то и напоролись". После того, как советский режим
пал, оказалось, что многие эстрадные бунтари были против него в
основном из-за того, что он мешал им творчески эксплуатировать
человеческие пороки и вести саморазрушительную "звёздную" жизнь.
  Люди очень творческие, то есть, как правило, психически слабые,
нуждаются во внешнем дисциплинирующем факторе, а если такой
фактор отсутствует, они начинают заниматься по сути самоуничто-
жением. Поэтому авторитарные режимы обычно оказываются благопри-
ятными для здорового творчества, а при либеральных режимах
производится в основном больное, хотя и в большом количестве.
  Рок-протест -- это протест не столько против пороков общества,
сколько против барьеров (частью неуклюжих), призванных защищать
молодёжь от порочности рок-протестантов и им подобных.
  Рок-протест -- это бунт расслабленцев против необходимости
каждодневно таскаться на работу и там что-то делать по 8 часов
не хуже других. А ещё это бунт против невостребованности своей
художественно талантливой личности утилитарным обществом, у кото-
рого таких нервных талантов много больше, чем оно в состоянии
выслушивать. В основе этого бунта -- несклонность к самодисципли-
не, неспособность к систематическому трудовому усилию и гипер-
оценка собственного издёрганного "я".
  Протестанты панко-рокерского типа -- это либо нигде не работа-
ющие личности (то есть явные паразиты), либо занятые неквалифици-
рованным трудом (потому что квалифицированый труд предполагает
самодисциплину), либо представители богемы, промышляющей "художе-
ственным обслуживанием" дурных влечений молодёжи. В деятельности,
обеспечивающей сохранение социальной системы они не участвуют.
Они -- отрыжка сытого общества, могущего позволить себе терпеть
некоторое количество крикунов и нахлебников, потому что не ясно,
что с ними делать. (Кстати, сам факт их существования в СССР
доказывает, что в материальном отношении жизнь там была отнюдь
не тяжёлая.) В военных и вообще кризисных условиях таких не то
чтобы ликвидируют как класс, но очень существенно прорежают:
принуждают к труду под угрозой применения силы или попросту
"пускают в расход".

                            *  *  *

  Цой -- певец не просто для подростков, а для подростков специ-
фических. Дружба, самоотверженность, романтика трудовых будней,
собственные дети, даже просто любовь к женщине -- не его темы.
Его философствование -- для шестнадцатилетних старичков, якобы
уже понявших жизнь и готовых учить других.
  Цоевский героизм -- это героизм отморозка, решившегося открыто
послать всех подальше с их правилами поведения, обеспечивающими
непричинение беспокойства окружающим.
  Субкультура, которой принадлежит Цой, -- это субкультура ижди-
венцев и занятых простым низкооплачиваемым трудом, вроде завора-
чивания чизбургеров в "Макдональдсах".
  Творчество Цоя -- это провоцирование подростков на конфликт с
родителями и учителями, на курение, употребление алкогольных
напитков, уродование себя, пачкание стен и побеги из дому. Чем
больше Цоя, тем меньше здравой рациональности и движения вперёд.
  Поэтому я и считаю, что Виктор Цой -- это по большому счёту
наказание России.
...and then I emptied your fridge.