- Виктор, с какого времени существует группа?
- Все, собственно, началось в 1982 году, когда появился первый так
называемый альбом песен. Ну, тогда группы как таковой не было, я
выступал практически как автор-испольнитель, помогали друзья-
музыканты из "Аквариума" и других групп.
- А на каких правах сегодня выступает группа?
- На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок-
клубу, там прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на
выступления.
- Не тормозит ли такое положение творчество?
- Нет, наоборот, мы сейчас практически можем играть столько,
сколько хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра
не может быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все
еще где-то работаем. Я, например, в котельной кочегаром.
- А где репетирует группа "Кино"?
- Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы,
нет своей аппараруры, только инструменты - и все. Безусловно, это
может быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отра-
жается на качестве. Если бы у нас были помещения, аппаратура,
оператор, тогда можно работать уже со звуком. А так пока слушателю
приходится самому додумывать, как это должно бы, в принципе,
звучать.
- Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка,
а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы
"Поп-механика" Сергей Курехин. А какова ваша точка зрения?
- Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что
тексты доминируют над музыкой. И это, в принципе, единственный путь
для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при
современном уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей тех-
ники мы не можем конкурировать с западными музыкантами, которые
имеют возможность записываться в специальных студиях, делать музыку
гораздо более качественную. Самодеятельные музыканты просто не в
состоянии приобрести всю эту технику, инструменты, ведь это очень
дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже с отечествен-
ными профессиональными группами. А если бы у нас еще тексты были
слабые, то нас бы просто никто не слушал.
- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится
профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации
группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практи-
чески все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже
недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но
когда пропадает честность - уже ничего не прощают.
- А не получается так, что исполнитель считает себя честным, а на
деле...
- Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают
ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет
музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец
за идею, - просто не верят.
- Почему рок-музыка до сих пор встречает сопротивление?
- Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с
чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило,
всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором
сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не
вышло" и "пусть это не лучше, что есть, но зато все будет спокойно".
И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется
под средний общий уровень, включается в давно отработанную систему.
- Когда говорят об увлечении нашей молодежи рок-музыкой, почти
всегда напоминают о том, что она пришла к нам с Запада...
- С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная
аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музы-
ка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сей-
час по-настоящему живая музыкальная форма, и еще - это музыка,
которая остается социальным явлением, это массовое народное
искусство.
- В ваших песнях чувствуется какая-то неустроенность человека. А
если для вас создать условия во всех отношениях идеальные, что
будет тогда? О чем будете петь?
- Трудно сказать. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни,
и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит
вокруг меня. Я не думаю, что при помощи материальных благ можно как-
то усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет
уже труднее, как труднее понять друг друга, допустим, неустроенному
и тому, кто уже достаточное время живет в полном комфорте. И пос-
ледний вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня
лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается не-
честно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почув-
ствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.
- Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же
написали антивоенную песню "Я объявляю свой дом безъядерной зоной",
хотя не испытали ужасов войны?
- Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути,
серьезно никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и
псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что
тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.
- А может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?
- В принципе, рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная,
среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сде-
лать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на
телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то,
может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем,
у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях.